Различные ступени художественного синтеза

«Разноцветные яркие пятна на жанровой картине Репина она принимает за цветы... должно быть, луг или букет...»

Пойдем дальше. Дрезденский музей.

Приходят англичане-туристы со справочниками, вваливается семья провинциальных немцев с чадами и домочадцами, с кулечками и бутербродами.

Но вот они входят в комнату, где висит Сикстинская мадонна Рафаэля.

Заглядывают в справочник и, узнав, что это знаменитая картина, та самая, о которой пишут и говорят, что нет ее луч-

ше, что она верх живописного искусства, — делают торжественное и по возможности благоговейное лицо (удостоились видеть чудо из чудес).

Непосредственного, впрочем, впечатления, если говорить правду, картина на них не производит.

Почти все стараются изо Различные ступени художественного синтеза всех сил честно проникнуть в «тайны» картины, хотят во что бы то ни стало усмотреть всевозможные «красоты», но отмечают только, что женщина на самом деле нарисована очень недурно и довольно мила собой.

В чем тут величие и чудо художества? — так и остается для них тайной. Но... если все говорят... должно быть, в ней что-то всё-таки есть...

И чтобы не показать себя глупцом или невеждой, каждый старается изобразить на своем лице глубокомыслие и восторг.

Вот другое впечатление (Энгельмейер).

И вот третье.

Вот различные ступени синтеза.

У Мариши его совсем не было. Она видела на картине пятна и больше ничего Различные ступени художественного синтеза.

Только что описанные туристы уже видят, что из этих пятен получилась женщина.

Энгельмейер чувствует вне сознания.

Художник (хотя бы он не был живописцем, а просто человек с чуткой художнической душой) видит самую душу произведения. Как он ее видит? Он замечает тонкости, оттенки, и они, соединяясь вместе, дают не только внешнее сходство с женщиной, но и наполняют ее душевным содержанием. А, идя еще дальше — они оживляют ее.

А как быть с теми, которые в простой безграмотной мазне видят совершенство? Что же, они тоже художники? В самом деле, почему бы их так и не назвать? Ведь они синтезируют!

Пока не найдено Различные ступени художественного синтеза на это верного ответа — лучше не трогать этих «ступеней синтеза»!

Вон, Ермолова восхищалась всякой дрянью. Почему? Добавляла от себя. Так непонимающие зрители делают то же самое.

«Нужно развивать фантазию»...

Как будто бы это новый и высший этап. Как будто бы фантазия есть что-то, чего у нас никогда не было, и вот надо ее развивать.

А дело обстоит совершенно наоборот. У дикарей с пралогическим мышлением такая фантазия, которую нам ввек не развить! Да не только фантазия, а и вместе с тем переживание.

Таким образом, надо позаботиться о возвращении назад, а не о продвижении «вперед». На этом продвижении Различные ступени художественного синтеза далеко не уедешь.

Надо научиться всё воспринимать по-живому. «Кто топор называет топором, — ни на что больше не пригоден, как рубить этим самым топором».

Раз уж потеряли, так, конечно, надо развивать снова. Только какую фантазию и как? Дикари с самых ранних лет приучаются всё видеть сопричастным. У нас в детстве эта способность тоже действует...


Глава 2
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СИНТЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
(проекционное?) (мета-логическое)


documentbdycyll.html
documentbdydfvt.html
documentbdydngb.html
documentbdyduqj.html
documentbdyecar.html
Документ Различные ступени художественного синтеза